6 августа на Официальном интернет-портале правовой информации опубликовали постановление Правительства, которое вносит изменения в действующие правила функционирования системы «Платон». Эти изменения главным образом закрепляют необходимость замены бортового устройства, срок службы которого истек.
До недавнего времени Правила предусматривали замену бортового устройства только в том случае, если оно неисправно или требуется проведение «ремонтных и иных работ, связанных с техническим обслуживанием». Про лимитированный срок службы прибора ничего не говорилось.
Вместе с тем замена бортовых устройств «Платон», чей срок службы превысил 3 года, началась еще в сентябре прошлого года.
Нельзя, правда, сказать, что действия оператора системы все это время были неправомерными. В договоре безвозмездного пользования четко указано, что он действует до тех пор, пока не истек службы бортового устройства. Как только это произошло, прибор следует вернуть, а сам договор — «перезаключить».
И постановление Правительства №504 от 14.06.2013, в которое сейчас вносятся изменения, изначально указывало, что одним из оснований возврата бортового устройства является прекращение действия договора. В свою очередь, тот факт, что договор не действует, означает, что средства с бортового устройства, даже если оно все еще установлено в транспортном средстве, не списываются. То есть, основания для замены прибора все-таки были.
Однако сейчас они будут прописаны не только в договоре, но и в разработанных Правительством правилах, которые непосредственно регулируют функционирование системы «Платон». Правда, при этом порядок замены устройства будет несколько изменен.
Во-первых, можно будет получить новое бортовое устройство, даже если прежнее оператору еще не возвращено. Его могут выдать за 60 календарных дней до окончания срока службы имеющегося.
Во-вторых, отдать оператору «просроченное» бортовое устройство нужно будет не в течение трех, как сейчас, а в течение 10 рабочих дней.
В-третьих, возвратить бортовое устройство с истекшим сроком службы можно будет и в неполной комплектации. Возмещать ущерб оператору системы в этом случае не придется. Компенсация не будет также взыскиваться и тогда, когда отслужившее свое бортовое устройство отдается на замену в неисправном состоянии. Исключение — повреждение его корпуса или пломбы.
Прежде пользователь и при плановой замене должен был возместить стоимость испорченного или «недокомплектного» устройства. Сам комплект, в который еще входят присоски, кабель питания, адаптер (если версия 2016-го года), держатель, а также паспорт и руководство пользователя, оценивается в 6 822 рубля 98 копеек.
При этом в обновленном постановлении четко прописывается, что движение транспортного средства с бортовым устройством с истекшим сроком службы и без оформления маршрутной карты считается движением без внесения платы за проезд, а значит, наказывается штрафом в 5 тыс. рублей при однократном и в 10 тыс. рублей при повторном нарушении.
Напомним, что замена бортового устройства обусловлена требованиями ФСБ. Они устанавливают, что средства криптографической защиты информации, которые используются и в работе прибора от «Платона», только в течение трех лет могут гарантировать передачу достоверной и неподкорректированной информации.
При этом подчеркнем, что тремя годами ограничивается не срок непосредственного использования бортового устройства одним владельцем, а именно срок службы прибора. Он указан в паспорте бортового устройства, а также в личном кабинете пользователя системы.