Закон, реформирующий систему весогабаритного контроля на дорогах, вероятно, не вступит в силу с 2020 года. Это ставит под угрозу миллиардные сделки и усложняет жизнь грузоперевозчикам. Совет Федерации отклонил разработанный Правительством РФ законопроект о весогабаритном контроле на дорогах страны. Инициативу подготовили после встречи премьер-министра Дмитрия Медведева с грузоперевозчиками в 2017 году. Правительство намеревалось отдать эту систему под контроль Минтранса, который получил бы возможность устанавливать требования к аппаратуре, использующейся для взвешивания грузовиков. Сейчас пункты весового контроля создают региональные власти, структуры «Росавтодора» и других организаций. Грузоперевозчики жалуются на необъективность контроля. Но в процессе обсуждения законопроекта в Госдуме, рамочная инициатива обросла конкретными предложениями. В финальной версии документа говорится, что перед автоматическими пунктами контроля должны стоять знаки «фото-видеофиксация», а после них — информационные табло, на которых водители смогут увидеть информацию о нарушении (если таковое зафиксировано). Кроме того, автовладельцы, согласно документу, будут в течение 5 минут после выявления нарушения получать соответствующее смс-сообщение. Наконец, водитель, узнав о своем перевесе, должен будет остановиться и связаться с владельцем машины для получения инструкций об устранении нарушения. Соответственно, необходимы специальные места для таких остановок. Установка одних только информационных табло потребует около 10 млрд рублей, подсчитали в Минтрансе. Места для остановки грузовиков есть не везде, покрытие сотовой связью, также есть не на всех дорогах, отметили в комитетах Совета Федерации и написали отрицательные отзывы на законопроект. Предполагалось, что документ вступит в силу через четыре месяца после его принятия. В такой короткий срок все его положения просто не реализовать, отметили сенаторы. В итоге решено создать согласительную комиссию и доработать законопроект. Но уже начались парламентские каникулы, поэтому она сможет начать работу лишь осенью. Это значит, что нововведения либо перенесут на более поздний срок, либо откажутся от наиболее затратных. Между тем, еще полтора месяца назад в Правительстве и Минтрансе готовились проводить осенью 2019 года конкурс на создание автоматизированной системы весогабаритного контроля по схеме концессии. Подразумевалось, что концессионер построит сеть автоматических постов и будет получать часть денег со штрафов себе. Свои концессионные предложения уже подали «Ростелеком» и оператор системы «Платон» компания РТИТС. Озвучивалось, что концессионер сможет зарабатывать 8,64 млрд рублей ежегодно. Однако в отсутствие регулирующего закона этот конкурс оказывается под большим вопросом. Ждали принятия закона и грузоперевозчики, рассказал АБН член регионального совета Ассоциации международных автоперевозчиков в СЗФО, генеральный директор ООО «Белтвуд» Константин Архипов. По его словам, необходимо ввести единые требования к пунктам взвешивания. — Очень много разных «кормушек» в Новгородской области, Тверской области, где идет взвешивание не весах, которые могут быть неправильно тарированы, неправильно установлены и т. д. От этого страдают перевозчики, — говорит он. Источник на рынке грузоперевозок добавляет, что некоторые сегменты рынка практически полностью ушли в тень. — В кризис люди пытаются загружать машины по максимуму, потому что хотят выжить. Ставки на грузоперевозки упали, например, на перевозку насыпных строительных материалов. Почти никто не работает в правовом поле, потому что если нагружать машины в соответствии с теми нагрузками на ось, которые установлены законодательством, то такие компании будут банкротами.